Warning: mysqli_query() expects parameter 3 to be long, object given in /var/www/gordonclub/data/www/gordonclub.ru/modules/node.inc on line 5

Warning: mysqli_query() expects at least 2 parameters, 1 given in /var/www/gordonclub/data/www/gordonclub.ru/modules/node.inc on line 18
Секция "СЕТТЕР-ГОРДОН" ККОС МОО "ЛООиР"
Вход | Регистрация

Литература

Подготовка легавой собаки к охоте

13.03.2009

В В Е Д Е Н И Е

Предлагаемая читателю работа никакой претензии на новизну не имеет и предназначена в основном для молодых охотников, как конспект из многочисленных трудов и собственного, более чем тридцатилетнего опыта натаски и охоты с легавыми, в основном гордонами, т. е. шотландскими сеттерами.

Свойства собаки складываются из инстинктов полученных ею по наследству, и навыков, приобретенных ею за личную жизнь. Инстинкты собаки или усиливаются в течение ее жизни, или ослабляются в зависимости от того, идут ли они вразрез им. Путем постоянного, из в поколения в поколение укрепления привитых навыков мы можем ослаблять и наконец, уничтожить врожденный инстинкт, а равно создать новый.

Порода собак, исполняющая в течение многих поколений определенные обязанности и приобретшая благодаря этому определенные устойчивые качества, лучше передает их потомству, чем собака, предки которой не работали в данной плоскости. Чем ярче врожденные инстинкты собаки (чем породистей собака), тем большего мы можем от нее требовать в этой плоскости, но тем труднее ее дрессировка.

Дрессировкой мы называем создание в собаке навыков, при которых она под влиянием какого-либо внешнего раздражения, автоматически выполняет нужное нам действие, будь это действие параллельно врожденным инстинктам или же противоположно ему.

В собаке постоянно происходит борьба между врожденными инстинктами и прививаемыми нами новыми навыками, если мы вовремя не укрепим достаточно навыка - не поможем ученику нужными упражнениями - собака перестает подчиняться нам и целиком поступает в распоряжение своих инстинктов, начинает "своевольничать", собака испорчена.

Путь дрессировки: первоначально мы заставляем собаку тем или иным способом сделать то, что нам нужно, затем путем постоянного упражнения в данном действии мы переводим его в автоматическое, т. е. моментальное по своему выполнению.

При этом необходимо идти от простого к сложному, в начале команда отрабатывается голосом, потом параллельно жестом, потом свистком.

ПРАВИЛО: "Команда должна предшествовать требуемому действию, поданная команда должна быть выполнена во что бы то не стало".

Собаку легче обучить, чем переучивать, т. к. в ней надо не только создать противополжный, новый навык, но и настолько сильный, чтобы он мог бороться с уже укоренившимся порочным навыком).

Часть I

Дрессировка

1. Предварительные сведения

Нужна ли подача битой птицы?

Лучше потерять несколько штук дичи, чем испортить молодую собаку в первый год работы. Следует категорически запретить ученику подавать битую птицу.

В первый год работы молодой собаки охотнику нельзя стрелять птицу, если ее нельзя поднять самому. Можно допускать к подаче не ранее конца второго поля, сокращая случаи подачи до возможно меньшего количества.

Сведения, необходимые собаке

Первые основные сведения (команды) состоят из четырех:
1) на место,
2) поди сюда (ко мне),
3) нельзя (тубо),
4) возьми или можно (пиль);
и семи последующих слов также в порядке:
5) ложись,
6) тише,
7) лечь (даун),
8) ищи,
9) тут,
10) назад,
11) вперед.
Дальше идут комбинации из этих слов. Иногда порядок изучения семи команд может изменяться в зависимости от жизненной обстановки хозяина и условий, в которых живет собака.

ПРАВИЛО: Надо выбрать о д н у команду которой Вы будите пользоваться, чтобы первоначально не путать собаку.

Период до регулярных занятий

Начальное воспитание - воспитание начинается в раннего возраста, с трех-шести недель (с первого дня, как Вы взяли щенка у заводчика). Частые прогулки дают много наблюдений и возможностей в дрессировке. Дрессировка начинается с выбора удобного постоянного места (не на сквозняке, не у печки, не на дороге и не на кухне.

ПРАВИЛО: Кухня, места приема пищи людьми должны быть запрещены для посещения собаки).

Команда "на место" - должна выполняться щенком немедленно. Место щенка должно быть неприкосновенным и там его не наказывать, чтобы он всегда охотно выполнял команду. Регулярную дрессировку начинать ранее трех месяцев не следует. (Однако надо начинать приучать к месту с первого дня появления щенка дома. Можно бросать кусочек лакомства на лежак, приговаривая: "на место", когда щенок научится подбегать к своей постели, поощрять выдерживая на месте некоторое время).

2.Дрессировочный инвентарь.

Ошейник не менее 2,5 см ширины, мягкой кожи,
Цепочка, на которую сажать за провинность.
Поводок или сворка - 1-1,5 м, с наружным карабином на одном конце.
Чек-корда из прочной веревки, 7-8 мм толщины и 10-15 м длины или 25-30 м и брезентовые рукавицы. На одном конце корды карабин, на другом - петля 6-8 см; веревка проваривается в олифе, чтобы избежать намокания от воды и росы. Хорошо себя зарекомендовали капроновые ленты 20-30 мм шириной и 2-3 мм толщиной.
Прикол - небольшой колышек с крючком на конце. Применяется он для удержания собаки на месте.
Свисток - из любого материала, без горошины. (Не рекомендую ультразвуковой свисток , представьте себе ситуацию: Вы не можете понять, собака Вас не слышат или свисток засорился, кроме того, на охоте не возможно подать ультразвуковым свистком сигнал другому охотнику).
Колокольчик или бубенчик - для определения места нахождения в зарослях или в лесу на слух.
Лакомство - как поощрение за послушание: сыр, печенье, сушки, сухари. Дешевое лакомство - кусочки хлеба, поджаренные на говяжьем сале или сухарики высушенные в духовке.
Плеть - из кожи, прожированная, длина ее 65-70 см, (никогда не наказывайте собаку рукой, лучше всего применять для этой цели прутик).
Парфорс - удавка и строгий. Применяются оба для наказания и отучения от ошибок собаки (гоньба). Лучше строгий парфорс.

ПРАВИЛО: Не надо приучать собаку к наказанию.

Если наказание сделается привычным, то тогда в дальнейшем, придется усиливать степень наказания.

3. Основные положения

1) Не заниматься с собакой сразу после того, как она сытно поела.
2) Кормежку собаки желательно проводить самому дрессировщику. Производить ее лучше после занятий, к чему собака привыкает и охотно ест.
3) Не переутомлять собаку, особенно в начале дрессировки слишком длинными и однообразными уроками. Первые признаки вялости собаки (в результате утомления) покажут конец занятий.
4) Быть осмотрительным, но настойчивым в своих требованиях и каждый раз обязательнодоводить их до конца. Лучше вовсе не требовать, чем приказывать и не добиться того, чтобы ученик послушался.
5) Не переходить с учеником к новому занятию пока он хорошо не усвоит предыдущего и не будет выполнять его отчетливо. Прежде чем приступить к новому уроку, каждый раз повторить то, что он уже знает.
6) Пользоваться вне уроков каждым подходящим моментом для того, чтобы повторить с воспитанником что-нибудь хорошо ему знакомое, чем утверждаются все прочнее и прочнее эти знания. (Особенно команду "даун", вообще эта команда является основным стопором, она как и "тубо", прерывает любое действие, после нее можно поощрять или наказывать ученика. Команде "даун",следует обучать одновременно с жестом - поднятой рукой, это очень Вам окажется полезным, когда Ваш ученик выйдет из зоны "слухового" повиновения).
7) С того момента, как введено в уроках новое занятие, связанное с новым для собаки словом, не пропускать ни одного подходящего случая, чтобы не сказать этого слова ученику (например "возьми" - ничего не давать без этого слова).
8) Не демонстрировать в период обучения перед чужими результаты дрессировки.

Часть II

4. Дрессировка дома

Ежедневно внимательно наблюдать за воспитанником, как он ведет себя в тех или иных ситуациях.

"Поди сюда" и "призыв на свист"
К призыву "поди сюда" и на "свист" (один протяжный, можно повторяющийся через интервал свист) приучать лакомством, в чем требуется добиться полного совершенства, т.е. щенок бросает любимые игрушки, занятия и игры и со всех ног бежит на призыв. Применяется и жест - помахивание рукой, как бы подражая радостному повиливанию хвоста, этот жест в поле перейдет в жест - энергично поднимается и опускается рука или руки.

"Нельзя", "возьми", "брось"
Команду "нельзя" ("тубо") и "возьми" удобнее применять вместе, при даче лакомых кусочков. Очень важно поймать два момента: не затянуть эти отказы то того, чтобы щенок перестал стремиться к лакомству, и второй - дать ему этот кусочек не по его, а по вашей инициативе.

С того момента, как произнесены первый раз эти оба слова, принять на себя нравственное обязательство: никогда, никакой еды, будь то лакомство или обычная еда - не давать питомцу без разрешения. Необходимо добиться от питомца того, чтобы он даже не тянулся к вкусному кусочку, а без вашего приказания сам стал ожидать слово "возьми". Промежутки между "нельзя" и "можно" постепенно увеличивать от 1 минуты до 10 и более.

Следующий этап - приучение к вежливости, чтобы воспитанник не хватал "с рукой" вкусный кусочек, а "вежливо" брал с рук (нельзя отдергивать назад руку с лакомым кусочком). При упрямстве - зажимать кусочек в кулаке, чуть высовывая его.

ПРАВИЛО: Во время еды хозяев питомец никогда не должен присутствовать. Его необходимо послать на место, где он и остается, пока не позовешь. Если щенок не слушается и сходит с места, его следует посадить на цепочку, укрепленную над его местом.

"Брось" ("тубо")
Большинство собак, особенно молодые, во время свободного выгула и прогулки стремятся схватить и проглотить найденный бросовый кусочек (хлеб, мясо, кость, масляные бумаги и другие отбросы). Явление это крайне нежелательное. Собаки легко заражаются глистами и даже бывали случаи отравления. Команда "брось" поможет предостеречь и даже избавиться от этого порока. Во время игры со щенком, незаметно от него, положить лакомый кусочек на пол. Как только щенок найдет и возьмет в рот, дается немедленно команда "брось". Если щенок не выбрасывает кусочка, а старается проглотить, то одной рукой охватывают морду сверху, а другой оттягивают нижнюю челюсть книзу с командой "брось". Если при этом щенок не выбрасывает кусочка, то применяется "вытряхивание", действие более неприятное для него. Необходимо обязательно добиться выброса кусочка изо рта. Если все же собака проглотит схваченный кусок, не смотря на приказание, следует стегнуть покрепче плеткой, повторяя команду "брось".

"Ложись"
Эта команда применяется при укладке собаки на место. Команда отдается ласково и настойчиво, не повышая голоса. Избегать повторения приказаний. Применять поощрения и награды за хорошее и скорое выполнение приказания.

Следует четко разделять "ложись" и " даун". Не давать ученику оба эти занятия вместе, а соблюдать необходимую последовательность. Невыполненная команда "ложись" (на место) служит и в дальнейшем причиной плохого послушания собаки. Достаточно лишь два-три раза не проследить до конца выполнение приказания "ложись", чтобы собака привыкла к необязательности выполнения приказания и безнаказанности.

Лучше не отдавать команды, если нет условий для ее выполнения. (В дальнейшем можно пользоваться командами "на место" и "даун" исключив "ложись").

"Тише"
Устанавливается при подводке к еде.

"Лечь" ("даун")
Собака должна быстро лечь, почти упасть и лежать, не меняя правильной позы без разрешения. Обучение ему относится на более поздний период ввиду физической неподготовленности щенка.

ПРАВИЛО: Занятие упражнениями доводится до того, чтобы выполнение приказания "лечь" было автоматическим.

Начинать обучение "лечь" ("даун") можно с 6-7 месяцев. Главная цель, чтобы щенок упал и в правильной позе. Эти два момента должны слиться в одно целое и не переходить к выдержке пока не будет достигнуто. Обязательно, каждый раз, должны заставить его лечь правильно, даже на волосок не отклоняясь от правильного положения. Приказаний "поправиться" не должно быть, т.к. оно исключает автоматичность беспрекословность выполнения "даун". Как только щенок будет правильно выполнять "лечь", можно выдерживать его в положении "лечь" перед лакомыми кусочками несколько минут. Время постепенно увеличивают, и в конце месяца щенок будет выдерживать "даун" 30 до минут. Одновременно с "даун" поднимается рука для приучения к месту. При обучении "даун" на расстоянии и стремлении щенка подойти к дрессировщику обязательно вернуть его на то место, где он был во время приказания. Постепенно следует приучать к "даун" на расстоянии, постепенно же увеличивая это расстояние и время выдержки.

"Ищи" и отход от найденного.
Для отыскания убитой дичи. Метод: три лакомых кусочка: один прячется, один кладется на пол и третий держится в руке. Кусочек на полу при "даун" разрешается съесть. Третий кусочек условно бросается, прячется в кармане и ученика заставляют искать. Строго следить за щенком, как только найдет спрятанный кусочек следует приказание "тубо" и "даун" .

Хорошо усвоенный учеником этот урок с отличным исполнением "ко мне" или по свистку "обеспечит отход от найденного кусочка". Расстояние постепенно увеличивать и добиться, чтобы щенок приходил по первому свистку. Эти занятия начинать в 7 - 8 месяцев и во всяком случае не ранее безукоризненного выполнения "даун" на расстоянии.

"Тут"
Применяется:
а) при отыскании убитой дичи (ищи, жест рукою и "тут");
б) при укладывании на месте ("даун", жест рукою и "тут").
Этим заканчивается цикл занятий проводимых в закрытой домашней обстановке.

"Назад", "вперед", "рядом".
Занятия проводятся на открытом воздухе, во время прогулок. Предпочтительнее заниматься в закрытом дворе, садике, чем в тесной комнате. Обучение "назад", "вперед" проводится рано утром, по малолюдной улице, вдоль забора, возвращая ученика к ноге каждый раз со словом "назад" как только щенок выдвинется вперед за линию ноги натасчика. Проводить настойчиво, начиная прогулку с 5 минут и доводя ее до 20 минут. Достигнув этого, можно перейти к тому, чтобы щенок не пытался высовываться вперед, шел рядом, при этом подавать команду "рядом" (что бы не высовывался, можно помахивать плеткой или хворостинкой перед носом).
Следующий этап - хождение собаки между дрессировщиком, деревьями и людьми на свободной сворке. Вначале щенок будет отходить в сторону и за деревья. Сворка его отдернет и со словом "назад" приведет к ноге. Далее идет занятие - хождение у ноги без сворки (применяется волочение конца веревки). Затем вводится новое понятие "вперед", приятное для щенка, по указанному ему направлению, а не туда, куда он хочет. Щенок идет спокойно рядом. Быстро рукою показывается направление, говорится "вперед" и вместе со щенком следует бежать в этом направлении. Одновременно один конец поводка отпускается и он свободно выходит из кольца, продернутый предварительно сверху.
Почаще упражнять щенка в уроках "назад", "вперед". Если щенок далеко ушел и не может услышать команды "назад" обычным голосом, то подозвать его сначала свистком и, когда он подбежит, отдать приказание идти рядом. Ни в коем случае не следует давать команду "назад" криком.

Методы воздействия

В случае упорного и настойчивого характера щенка, непременно добиться победы в первый же урок. Если вынужденно придется наказать, то без жалости ударить плетью, но и без злобы и ожесточения.

Часть III

5. Дрессировка в поле

Сборы и первый выход

Берется инвентарь:
1) свисток,
2) сворка,
3) плетка и
4) коробочка с лакомством.
Пойти на открытые лужайки с кустами. Отпустить щенка с поводка, дать ему полную свободу и наблюдать за ним внимательно. Такое наблюдение необходимо для определения характера и темперамента собаки.

По характеру и темпераменту собак разделяют на четыре группы.

Группа нервно-робких собак
Самые тяжелые собаки при дрессировке и в натаске, боящиеся всякого движения и шелеста. Первое время просто надо гулять, пока она знакомится с обстановкой. Начинать занятия с исключительно мягкой настойчивостью, без повышения голоса. Начинают работать такие щенки пестро - неуверенно. На второй год такие собаки становятся совершенно другими - уже не подталкивать и ободрять, а нужно сдерживать и осаждать, вплоть до применения парфорса.

Группа энергично-смелых собак
Дать вволю набегаться. Когда он вымарается и бросит гоняться за всем летящим, дать свисток, команду "поди сюда", приласкать, угостить лакомством и дать хорошенько отдохнуть. И так несколько дней. Когда он поймет, что не поймать "летящих" и будет только посматривать вслед, подозвать свистком и наградить лакомством. Далее почаще подзывать ученика свистком, соблюдая, как и при домашней дрессировке, определенную последовательность в дальности расстояния и трудности для щенка - оторваться от того, что он делает.

Если ученик не отзывается в первый раз на свист, то спрятаться и наблюдать за ним. Скоро он обратит внимание на отсутствие дрессировщика и начнет искать. Вначале не показываться и, когда он будет в большой тревоге, снова подозвать свистком и наградить лакомством. Не затягивать наблюдение за поиском ученика, чтобы не пришлось его искать в другом месте иди догонять.

По мере ознакомления ученика с окружающим миром в поле постепенно пройти всю программу домашней дрессировки, за исключением на "место". Следить четко за исполнением всех требований.

Требования к занятиям в поле остаются те же, только "ищи" и "лечь", ввиду большого района действия, будут несколько отличаться.

"Ищи" - отличается от домашнего использованием ветра и разнообразием урока ввиду большей территории.

"Лечь" - сделать у найденного кусочка . Собака должна падать по первому приказанию с любого хода и на любом расстоянии.

Занятия проводятся на открытой и хорошо просматриваемой местности. Собака укладывается у ноги. Затем жестом руки указывается направление и дается команда "вперед". Как только собака удалится на 20-30 метров, дается команда "лечь" или "даун". Если собака выполнила быстро и правильно "даун", то она подзывается к себе командой "поди сюда" или "ко мне" и награждается лакомством. Каждый раз направление меняется и увеличивается расстояние отхода собаки. Если ученик плохо выполняет команду "даун", то следует пристегнуть к ошейнику длинную веревку и дернуть за конец ее после дачи команды "даун". За правильное исполнение учеником команды "даун", применять ласку и награждать лакомством.

Иногда после команды "даун", стремится подойти к натасчику и лечь у ног. Следует немедленно отвести его на место, где он находился в момент дачи при-казания и уложить.

Полезно время от времени скрываться за дерево или за куст, (можно лечь в траву). Ученик, как только заметит, что не видно хозяина, немедленно забеспокоится и начнет искать его. Эту связь и контакт ученика с хозяином надо подкреплять также лакомством.

К команде голосом и жестом подключается команда свистком. Так как мы требуем чтобы ученик падал по первому приказанию "даун", то для этой команды свисток дается резкий и короткий дважды. (Жест - поднятая рука). Для подзыва к себе дается один протяжный свисток. (Жест - энергично поднимается и опускается рука или руки). Если требуется изменить направление или повернуть собаку, то дается свистком один короткий, но не резкий, спокойный сигнал. (При изменении направления, одновременно со свистком, жестом необходимо указать нужное направление вытянутой рукой, тот же жест при командах "ищи" и "тут").

Группа вялых (флегматичных) собак.
Собаки апатичные, работают без огня, если даже они пойдут в первое поле.

"Проснувшаяся собака"
Этот тип принимается работать на второй или третий год, из которого выходят выдающиеся работники.

Часть IV
Натаска
Общие положения.

6. Что такое натаска?

Дрессировкой добиваются, чтобы ученик автоматически выполнял все приказания, прививаются, навыки не затрагивающие врожденных инстинктов. Во время натаскивания все занятия будут попеременно то усиливать его инстинкты, то бороться с ними.

7. Программа натаски. Первый год.

1)- поиск и его развитие;
2) - потяжка с последующей стойкой и выработкой ее;
3) - подводка к дичи и ее подъем с последующим "лечь";
4) - отыскивание битой дичи с последующим около нее "лечь";
5) - приучение к выстрелу нервно-робких собак.

Программа второго и третьего года натаски

Проработать всю программу первого года натаски. Новые требования:
а) отход по свистку со стойки;
б) подача битой дичи;
в) "лежать" по свистку во время стойки;
г) "кругом" и зайти птице в "лоб", т.н. анонс.

8. Выбор дичи для натаски.

Выбор дичи зависит от возраста собаки, времени года, характера местности и др. Общая последовательность: дупель, бекас, гаршнеп, перепел, тетерев, белые и серые куропатки. Избегать встречи с коростелем и болотной курочкой.

Дупель - осенью и весной на пролете.

Перепел - хорош, когда будут поршки, и осенью перед отлетом (находится главным образом в стерне, люцерне).

Тетерев - в лесной полосе один из лучших для натаски. Период натаски по тетереву начинается с поршков до момента, когда молодые петушки взматереют и оденутся в черный наряд. Они становятся строги, поднимаются далеко и стойки не выдерживают.

Белая куропатка - обитает на моховых торфяных болотах. На четвертый, пятый день птенцы начинают перепархивать и наступает хорошее время для натаски молодого ученика. Молодые птенцы белых куропаток, переместившись, хорошо затаиваются, но предварительно пробегут. Стойку хорошо выдерживают. Взматеревшие выводки поднимаются все сразу и после посадки сильно бегут. В общем они для натаски менее пригодны, чем тетерева.

9. Последовательность в натаске

Предпочтительнее натаскивать вначале по болотной дичи, а затем переходить к лесной. Такая последовательность рекомендуется потому, что собака после сильной пахучести лесной дичи плохо воспринимает более слабые запахи болотной дичи. Это правило особенно важно соблюдать для собак со слабым чутьем.

10.Натаскивание вместе со старой собакой

Большинство авторов категорически отвергает совместную натаску ввиду усвоения молодой пороков старой. Однако, с хорошо натасканную опытную собаку можно использовать при подражательном методе дрессировки. Например, при тугой стойке, т.е. когда собака не сходит со стойки по команде "вперед". Если шумное топание сзади, одергивание кордой, перекрывание запаха дичи и пр. не помогает, подведите к стоящему в стойке ученику опытную собаку, она встанет по птице (отсекундирует), этого бывает достаточно. Если нет, то по команде "вперед" опытная собака сразу двинется к птице, а за ней и ученик, ободряйте его держа корду в руке, а по взлету командуйте "даун". Опытная ляжет, а Вам может пригодится корда. Уложите ученика - "даун" должен быть стопроцентный. Не заходите спереди собаки стоящей в стойке, а подойдите слева от нее.

11.Дрессировка и натаска во время охоты

Рекомендуется дрессировать, натаскивать и охотиться последовательно и раздельно.

12.Умение видеть

Умение читать и понимать все действия собаки, вовремя ободрить и поддержать ученика или остановить от нежелательных действий.

Часть V

Первый год.

13.Разработка поиска

Большинство кровных собак в той или иной степени имеют природную способность искать челноком. От дрессировщика в таком случае требуется только поставить "поиск", сделать его наиболее правильным. Совершенствование поиска достигается практикой и продолжительность обучения во многом зависит от того, в какой степени собака обладает этим качеством от природы.

Очень часто можно наблюдать, что собака, прежде чем у нее окончательно выработается поиск, уже узнает дичь и начинает хорошо работать по ней. Вот почему совершенно не обязательно оттягивать обучение собаки работать по дичи до окончания постановки поиска. Отделка поиска должна происходить во время натаски.

Широту поиска не следует излишне суживать. Широкий поиск - достоинство. Необходимо только следить за тем, чтобы он был правильным, без "заворотов внутрь" и чтобы собака не проходила сзади охотника.

(Широту поиска Вы впоследствии всегда сможете сократить свистком и командами, сложнее расширить поиск, особенно у собак флегматичных. Широта поиска определяется той дистанцией на которой у Вас с молодой собакой полный контакт, т.е. предельная дистанция выполнения команд, в частности "стопроцентного дауна").

"Заворотом внутрь" называется неправильный поворот, который он делает, оканчивая параллель и начиная новую, не вперед на ветер, а назад к охотнику, по ветру. Нежелательность этого явления заключается во вторичном прохождении собакой одного и того же места и при этом нередко сзади охотника.

Для первоначального обучения собаки искать челноком лучше выбрать более узкую часть болота или поля (шириной шагов 200 - 300), где она могла бы ходить от края до края (при обязательном условии встречного ветра).

Проведя собаку некоторое время у ноги, дать команду "лечь" и послать в поиск вправо от себя. Самому же надо продолжить идти в прежнем направлении. Когда собака приблизится к краю болота, надо дать короткий свисток, чтобы заставить ее сделать поворот в обратную сторону. Как только собака повернется, следует указать ей рукой новое направление и в то же время самому также изменить направление и идти, уже не глядя на собаку, влево. Собака сейчас же бросится за охотником, пересечет его первоначальную линию хода и скоро будет впереди него, направляясь к противоположному, т.е. левому краю болота. Когда собака пройдет мимо охотника он должен повернуть вправо и продолжить идти в первоначальном направлении, следя за собакой. Как только она дойдет до левого края следует повторить тот же прием, но уже в правую сторону, дать свисток, повернуться вправо, указывая рукой новое направление, и идти вправо до тех пор пока собака не пронесется мимо, направляясь к правому края болота (поля).

После же того, как она пройдет мимо, нужно повернуться влево и продолжить идти в прежнем направлении и т.д. (см. рис. 1)


рис. 1

Пунктир ВС - направление против ветра.
Кривая А ( с острыми вершинами ) - линия хода собаки.
Кривая В ( со срезанными вершинами ) - линия движения охотника.
Стрелка - направление ветра.
Поиск челноком


рис.2

Прямая ВС - направление движения охотника против ветра.
Кривая А - линия хода собаки параллелями челнока.
М - правильный заворот.
К - неправильный заворот внутрь.
Стрелка - направление ветра.

Если собака, доходя до края, будет делать завороты назад, т.е. внутрь, (см. рис. 2) полезно применять следующее. Охотник должен соразмерять свой ход так, чтобы, когда он дает свисток и поворачивает собаку, он находился бы не на одной линии с ней, а обязательно впереди. Собака слыша свисток впереди, не будет заворачивать назад .

Если собака попытается пройти сзади охотника, подайте команду "даун", до того как она с Вами поравняется, уложив ее, немного попятьтесь и жестом пошлите собаку в продолжение поиска впереди себя.

Если собака далеко уходит вперед, т.е. не параллельно, что приводит к про-пускам в поиске, подайте команду "даун", подзовите ее и жестом пошлите в продолжение поиска параллельно. В этом случае можно применять корду.

Внимательно и часто практикуя этот урок, можно постепенно приучить собаку искать челноком без помощи свистка.

Если во время поиска собака начнет что-то прихватывать чутьем и изменит направление хода, не следует ее отзывать и выправлять поиск. Необходимо дать ей доработать и проверить, не причуяла ли она дичь.

14. Что мы требуем от стойки?

Стойка должна быть:
1) твердой,
2) такой продолжительности, какая нам нужна,
3) наш воспитанник не должен по своему почину сходить со стойки, конечно если птица выдерживает стойку, а ожидать нашу команду, и, наконец стойка не должна быть "пустой".

15. Первый выход в поле.

Берется весь инвентарь, но без ружья.

Последовательность работы. Удерживать собаку от самостоятельного подъема дичи, вырабатывая таким образом у нее длинную стойку.

Первая стойка.

Пример: Ученик пущен против ветра. С ходу врезается в стаю молодых тетеревов. Последние разлетаются, ученик на секунду в недоумении, осматривается. Резким окриком уложить в "лечь". Взять на чек-корду и подводить к запавшему тетереву. Ученик подойдет к нему близко, т.к. запах его плохо знаком, тетерев снова сорвется почти из-под носа. Уложить ученика немедленно в "лечь". Если ученик, находясь на чек - корде при подходе к тетереву сделает стойку, то выдержать его в стойке подольше, оглаживая и лаская. Если ученик бросится за взлетевшей птицей, удержать его чек - кордой на месте. Выбирая корду подходить к собаке. Уложить в "лечь" также лаская, разговаривая и оглаживая ее но не наказывая за эту первую провинность.

ПРАВИЛО: Не хвалите ученика за стойку и не наказывайте за стремление к птице.

Уложите собаку пусть полежит минут десять, умерит свой азарт, да и Вы спокойно проанализируете первую с ним работу.

Стойка и ее выработка.
Ученик, ознакомившись с запахом птицы, делает самостоятельно стойку; подойти к нему и пристегнуть чек-корду. Подходить спокойно, не торопясь и не в коем случае не бежать (последнее очень горячит собаку). Если ученик, поднимет птицу раньше, без чек корды, - уложить в "в лечь", пристегнув чек-корду и в поиск посылать только с нею. Основная забота - все дальше и дольше выдерживать на стойке и оставаться на ней столько, сколько нужно. Если попадет настойчивый ученик и будет рваться с чек корды к птице, осадить его крепко плетью, одновременно дернуть за чек-корду и произнести слово "нельзя" ("тубо", "даун"). Постепенно расстояние по чек корде увеличивать и в петлю ее ставить прикол, - при попытке погнаться он сам себя одернет чек кордой и приколом. Выдержки на стойке начинать с 1 минуты доводя до 15.

16.Первый год охоты. Первая охота.

При выходе на простор дать побегать собаке. Первая стойка. Не спеша подходить к собаке. Посыл "вперед". (Первую работу необходимо обязательно стараться провести результативно, без промаха, поэтому, желательно, чтобы по первой птице стрелял опытный стрелок, Ваш напарник, а Вы следите за собакой. Битую птицу подберите сами, спокойно, ни в коем случае не бегом, за Вами следят, и после обнюхивания учеником, которого Вы хвалите, уложите в сетку ягдташа у него на глазах продолжая хвалить, можно дать лакомство).

"Даун - лечь" по взлету.

Пример: Из двух поднявшихся птиц одна после выстрела падает. Собака ложится в классический "лечь". По второй птице не стрелять, а следить за поведением собаки. Не сходя с места перезарядить ружье и только тогда поднять собаку и послать ее отыскивать убитую дичь, показать ей направление рукой и сказать знакомые слова: "ищи", "тут". Убитая дичь менее издает запаха и естественно собака причует ее на более близком расстоянии. Как только она подошла к убитой птице, немедленно дать команду "лечь", не позволив даже обнюхать битую птицу. Продержать собаку в таком положении около минуты и только лишь после этого нагнуться, взять птицу в руки и дать обнюхать эту первую в его жизни птицу. Для ознакомления с конкретными результатами питомцу разрешается толкать и переворачивать носом лежащую на руке птицу. Это занятие немедленно прекратить, как только питомец вознамерится взять птицу в зубы.

Вторая стойка. Охотник подходит к собаке. Не доходит он трех-четырех шагов, как порываются четыре птицы. Один выстрел. В 40 метрах птица падает. Питомец после выстрела делает "лечь". Но как только увидел падающую птицу, пытается подняться и подойти к птице. Ученик немедленно приводится к порядку словом "лечь", чему помешал бы дуплетный выстрел. За попытку к самостоятельному поступку питомец держится "лечь" и убитая птица не поднимается несколько дольше.

Только к концу дня, при безукоризненном послушании и поведении питомца можно разрешить себе дуплетную стрельбу.

(Приведенные примеры из брошюры Б.А. Брятолюбова описывают охоты конца XIX, начала XX века в средней полосе России, но это описание подходит и сейчас, в начале XXI века, на пример, охота с гордоном на белую куропатку в северных районах Карелии такая же по количеству встреч с птицей).

Весь первый год охоты следить за безукоризненным исполнением "лечь" (даун).

Лечь около битой птицы.

Заботиться об обязательном исполнении этого требования тем же способом, что при дрессировке с кусочком "ищи". В первый год охоты за подранками не посылать собаку, а лучше добить вторым выстрелом, а если нельзя, то лучше потерять подранка, чем портить молодую собаку.

Не рекомендуется с молодой собакой стрелять половинными зарядами, они дают много подранков, особенно по сильной боровой дичи и зачастую промахи.

Половинные заряды применяются, в частности, по перепелу, он слаб на рану и из-под собаки взлетает на коротке. Высокая результативность стрельбы на дистанции до 20 м, пока птица на взлете и на прямой траектории. Цель половинного заряда - не разбить тушку.

(Для ружья 12 калибра: Дробь № (9-11) - 20г.; Порох "Сокол" -1,6 г.; Пыж войлочный или древесноволокнистый, гильзу можно применять латунную).

Подготовка легавой собаки к испытаниям

На охоте собака находится в контакте только с ведущим и является его орудием отыскания и добычи дичи. Охотника в основном интересует конечный результат - добыча птицы и он прощает маленькие огрехи своему напарнику, допуская в азарте ошибки и сам.

Испытания и состязания, это показательные выступления, со своими правилами, этикой поведения и пр., здесь, хоть и не значительно, но отличается ведение собаки в поле. Поэтому к испытаниям, а тем более состязаниям надо готовиться и ведущему и его ученику. Ведущий, в идеале, должен досконально знать ведомую собаку, карту местности проведения испытаний или состязаний, их правила и положения. Ведущий наилучшем образом должен предъявить рабочие качества своего ученика, дрессуру и свое умение управлять им, т.н. егерский бал.

Рабочие качества легавой собаки делят на две группы: природные - такие, как чутье, стойка и полученные или усиленные в результате натаски - такие, как манера поиска, потяжка и подводка, дрессура, реакция на выстрел (см. таблицу).

Таблица максимальных баллов оценки элементов работы легавых собак по болотным видам птиц.

Правилами предусмотрено снятие балла за все погрешности которые допустит собака и ведущий.

Говоря о подготовке, имеется в виду, что собака натаскана по той дичи, к которой готовится на испытания. Если Вы будете выставлять по болотной дичи, не надо тренировать ее по перепелу или боровой дичи и наоборот. Тренировки несут еще одну важную задачу, это физическая подготовка собаки к выступлению.

Охота, особенно с неутомимым Шотландским сеттером - Гордоном, это многочасовые нагрузки и уже после первых охот собака набравшись опыта начинает работать равномерно, на средней скорости, как бы рассчитывая силы на весь день. На испытаниях же собака должна показать всю свою страсть, скорость за короткое время. В богатых птицей угодьях, бывало, испытания одной собаки проходили за 10 - 15 минут "чистой" работы. Работая длительное время со средней скоростью собака привыкает к ней.

Тренировки к испытаниям надо начинать как можно раньше и не совмещать их на этот период с охотой. Время тренировки, за один запуск, особенно после зимы, не должен превышать ~15мин, после чего, необходимо взять собаку на поводок, дать ей отстояться или перейти на другую карту. Только постепенно можно увеличить время тренировки до часа, при этом необходимо следить за состоянием подушек лап и первыми признаками усталости.

Не израсходовав запас сил, а главное азарт на предыдущей тренировке собака будет стараться выложиться на последующей, показывая азарт и скорость поиска.

Угодья для тренировок надо выбирать с малым количеством птицы, если за час Ваша собака встретит 4-5 птиц это хорошо, т.к. пару из них вы еще сработаете повторно, по перемещенной птице.

Тренировки, как правило проводятся без ружья, а на испытаниях в заказнике и речи быть не может о ружье. Опытная собака, многократно бывавшая на охоте, по отсутствию ружья отличает испытания от охоты и на испытаниях не так азартно идет в поиск из-за его отсутствия.

Мною был проверен на восьмилетнем гордоне, Чемпионе - Досифее, такой способ: дома, при сборах на отборочные соревнования чемпионата России, я демонстративно достал ружье, но в поле взял с собой только чехол и мой "старичок" дал такой галоп, что ему позавидовали бы и молодые.

Подготовка легавой собаки к выставке

Для кровной, породистой собаки охотничья выставка необходима для последующей племенной работы. Оценка экстерьера в основном идет по голове, грудной клетки, спине (костяку), лапам, псовине и пр., но большое значение при оценки имеет и поведение собаки. Поэтому собаку к выставки надо готовить не только физически, но и психически.

К выставке можно подойти в одной из пяти физических кондиций собаки:

1. заводская (выставочная) - здоровая собака с хорошо развитой мускулатурой с легким слоем подкожного жира, блестящей псовиной, поведение веселое, жизнерадостное.
2. рабочая - здоровая собака с сильной, хорошо развитой мускулатурой без жира, блестящей псовиной, поведение энергичное.
3. недостаточная - у собаки заметны хребет и ребра, нормальная мускулатура, тусклая псовина, вялые движения.
4. истощенная - у собаки очень выступают хребет и ребра, слабая мускулатура, тусклая плохо прилегающая псовина, вид угнетенный.
5. жирная - округлые формы, опущен живот, спина слабая, мышц не видно, поведение вялое, работать не может.

Для шоу-выстовок наилучшая форма первая, для охотничьих вторая и первая. В третьем случае собака слабо кормлена или имела большие физические нагрузки. В четвертом случае собака или недокормлена или больна, возможны глисты. В пятом собака перекормлена, имеет недостаточную физическую нагрузку.

Собаку готовя к выставке приводят в наилучшую физическую форму, что достигается заблаговременно, диетой и соизмеримыми физическими нагрузками. За неделю до выставки необходимо собаку вымыть и расчесать, убрать свалявшуюся шерсть особенно под ушами, длинношерстных представителей пород необходимо расчесывать ежедневно, всю неделю, дополнительно укладывая волос шерстяной варежкой.

Психологическую подготовку надо начинать с приучения собаки к скоплению людей, езде в общественном транспорте. Перед выставкой питомца следует регулярно водить (иногда делая пробежки) на коротком поводке у левой ноги. Желательно, что бы при этом собака шла весело, с поднятой головой, не играя поводком, не обращая на других собак. Попробуйте перед выставкой показать своим друзьям как ходит Ваша собака, покажите им её прикус.

Приучать питомца к показу прикуса надо начинать дома, для этого поставьте собаку слева от себя, положите морду поперек правой руки, а указательным и большим пальцами левой руки поднимите верхние брылы, указательным и большим пальцами правой руки опустите нижнюю губу. Челюсти при этом должны быть сомкнуты и хорошо просматривались резцы. Показ прикуса не должен причинять боль, старайтесь не закрывать руками у собаки ноздри и глаза, после тренировки поощрите питомца.

На ринг собаку выводят в ошейнике к которому прикреплен карабином пово-док, на экстерьерный ринг медали не одеваются. Собаку водят по рингу у левой ноги против часовой стрелки.

На выставку возьмите для собаки миску для воды, воду и тент от солнца. Для молодой собаки можно взять лакомство.

Использованная литература:

1.Брятолюбов Б.А. Подготовка легавой к охоте. СПб. Конспект брошюры.
2.Герман В.Е. Охота на лесную (боровую) дичь. М. Гос. изд. 1957
3.Петрункевич М. Как самому натаскать легавую. М. КОИЗ. 1932.
4.Русанов С.А. Охотник и его собака. Охотничьи просторы №45. Альманах. М. "Физкультура и спорт" 1988.
5.Сабанеев Л.П. Календарь природы. М. Изд. "Наука". 1964.
6.Слепых В.В. Современная русская охота. Р. на/Д. Изд. "Феникс". 2000.
7.Халеев М.Я. Владельцу легавой собаки. СПб. Изд. "Духовное просвещение". 2001.
8.Штокман В.Б. Заметки и наблюдения любителя - собаковода. Охотничьи просторы №13. Альманах. М. ГИЗ "Физкультура и спорт" 1959.
9.Охота и охотничье хозяйство. Журналы. 1956 - Санкт - Петербург 2002 г.

"Петровичъ".